Информация, составляющая коммерческую тайну

Цель нашей компании - юридическая защита конфиденциальности информации наших клиентов.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
16 Апреля 2017

Очень часто от руководителей компании мы слышим такие фразы как «это важно», «это ценно», «это нужно сохранить в тайне», «об этом не должен знать никто». Устанавливая режим коммерческой тайны, приходится идти на компромисс, выбирать, какие сведения мы будем защищать, а какие нет. За какие сведения сотрудник может поплатиться свободой, всем своим имуществом, а какие сведения может разглашать, а точнее передавать, конкурентам без каких-либо последствий, кроме как для отношений и собственной совести.

Информация, составляющая коммерческую тайну – это именно то, что оставляет бизнес на плаву. Вспомним «дизельгейт», когда крупнейший производитель в мире автомобилей долго скрывал реальное воздействие на экологию собственной продукции, и в тот момент, когда эта информация стала известна широкой публике, как обычно в самый подходящий момент для любой компании. В этот момент удар был просто ошеломительный! Миллиарды долларов убытков. А ведь в прессу просочилось не так много сведений.

Информация, составляющая коммерческую тайну, в основе своей должна содержать действительно термоядерную начинку.

— Вы продаете контрафактную продукцию? Большая часть зарплаты у вас «серая» или, возможно, ваша продукция небезопасна, или ваши продукты питания вообще нельзя есть. Быть может, вы используете недопустимые добавки или ваша гарантия не больше чем пустой звук и через год вы планируете ликвидацию, банкротство компании? Да, это жесткие моменты, но именно эти жесткие моменты нужно охранять в первую очередь. Общаясь с руководителями, получаем обратную связь:

— Мы хотим защитить секреты производства, защитить данные управленческой отчетности.

— А что именно вы хотите защитить?

— Мы не хотим, чтобы знали о том, какие у нас инвестиционные планы.

— А что конкретно?

— Ну, знаете, у нас очень сложное финансовое положение и нам приходится выплачивать бонусы сотрудникам по факту выполненной работы.

— Вы платите им заработную плату в конвертах? У вас «серая» заработная плата?

— Ну, знаете, мы не можем это подтвердить.

— Так «да» или «нет»?

— Да.

— Так с этого и нужно было начинать. Вы торгуете контрафактом?

— У нас почти что легальная продукция. Мы никогда этим не занимаемся, но хотя знаете, мы не можем проверять наших поставщиков.

— Так вы торгуете контрафактом?

— Да, мы торгуем контрафактом.

А как это защитить? — возникает вопрос в голове у руководителя. Есть методы защиты. Но вы должны понять, что та информация, которая реально представляет ценность, которая может нанести непоправимый урон организации, попади она в руки конкурентов или просто бывших озлобленных работников – это именно то, что вам нужно защищать.

Режим коммерческой тайны – это не волшебная палочка. С одной стороны, вы давите на сотрудников психологически, вы угрожаете им административным, дисциплинарным, уголовным наказанием, ответственностью всем своим имуществом. А что вы даете им с другой стороны? Вы доплачиваете им за сохранение конфиденциальности? Редко нам встречаются компании, которые действительно делают надбавки за это к заработной плате. Да, вам хотелось бы, чтобы это все оставалось внутри вашей компании, но любая компания – это люди, а у каждого из этих людей есть свои цели в жизни и на вашей компании свет клином не сошелся.

Информация, составляющая коммерческую тайну – это все те грязные секреты, все те скелеты в шкафу, все те страхи, которые присутствуют у вас. Вот, что нужно защищать в первую очередь. Конечно, вы не напишите в перечне сведений составляющую коммерческую тайну, что коммерческой тайной является то, что компания торгует контрафактом, выплачивает «серые» заработные платы, производит небезопасную продукцию и не планирует исполнять гарантийные обязательства.

Безусловно, это утрированная демонстрация того, какие реальные ценности скрывает та или иная организация, как можно быстро выбить ее из бизнес-игры. Чаще всего руководители утверждают, перечень из пятнадцати категорий информации при этом каждый раз специалисты нашей компании при установлении режима говорят – три, максимум пять категорий информации имеет смысл защищать при установлении режима, в самом начале борьбы за конфиденциальность.

Но предприниматели не слышат наших профессиональных советов. Они считают, что раз уж мы наняли профессионалов, что раз уж мы устанавливаем режим, да еще будет правовая охрана, мы постараемся защитить все, что действительно ценно в организации.

— Сколько вы готовы тратить в месяц на поддержание режима? Двести – триста тысяч, миллион?

– Нет, что вы! Мы просто издадим приказ, который сотрудники и так обязаны исполнять. Нам нет нужды тратить дополнительные средства.

— Извините, но любая дополнительная работа должна оплачиваться.

— Да, но сотрудники должны исполнять локальные нормативные акты. Они должны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.

Не переубедить руководителя, который считает, что должны быть выполнены все его требования и все его «хотелки». Конечно, встречаются крупные разумные компании, где есть службы безопасности, где все понимают важность охраны конфиденциальности, но там другая сторона медали – бюрократия.

— Решение исполнено?

— Да, исполнено, вот документ подтверждающий решение.

— Хорошо, вы свободны.

— Как исполняется контроль, режима коммерческой тайны?

— Великолепно!

Инцидентов не выявлено или выявлено два инцидента. Это крайности, но крайности из реальной жизни. Какова ответственность сотрудника или руководителя службы безопасности в случае выявления факта разглашения коммерческой тайны и нанесения ущерба организации? Объективная ответственность. Понесет ли он солидарную ответственность с тем, кто приступил черту закона? Будет ли отвечать своим имуществом, своей свободой, своей карьерой?

— Мы должны уволить начальника службы безопасности из-за того, что кто-то из бывших сотрудников перешел к конкуренту? Какая глупость! – скажет кто-то из руководителей.

— Да, должны! Этого его обязанность предотвращать подобные инциденты! Как бы вы не хотели, но ответственность должна быть и если ее никто не несет из сотрудников, ее должен понести руководитель. Если руководитель наемный его можно заменить, но замена руководителя тоже не простой процесс и не всегда, действительно, целесообразно менять людей из-за тех или иных инцидентов, но вопрос ответственности должен быть решен изначально.

А с этим мы сталкиваемся ещё чаще:

— Кто отвечает за режим?

— Я буду отвечать!– говорит руководитель.

— А что будет, когда вы не исполните своих обязательств по охране конфиденциальности. Каково будет для вас наказание?

— Ущерб для моего бизнеса.

— А какой смысл устанавливать режим, если в любом случае вы лично отвечаете за итог и никто больше? Нет виновных среди сотрудников.

Устанавливая режим, вы охраняете конфиденциальность информации. Информация, составляющая коммерческую тайну – это то, что потопит ваш корабль, нарвись он на конкурентов либо наоборот обеспечит успех бизнесу, если бизнес выбрал правильный путь и эту карту не обнаружили конкуренты.

© 2017 ИП Лысенко Евгений Александрович. ИНН 741855247901.

Заказать услугу
Документы разработаны с учетом многолетней юридической практики в данной сфере.
Вернуться к списку