Коммерческая тайна и доверие

Цель нашей компании - юридическая защита конфиденциальности информации наших клиентов.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
4 Апреля 2017

Не секрет, что многие предприниматели открывая собственное дело стремятся по максимуму доверять партнерам, сотрудникам с которыми они работают и порой это доверие никак не закреплённое на бумаге приводит к тому, что партнеры и сотрудники владеют большим, а зачастую и полным объемом информации, которая обеспечивает конкурентное преимущество.

Подобного рода информация зачастую уходит вместе с сотрудниками и с партнёрами в тот момент, когда отношение с ними портятся. Из нашей практики мы практически не встречали предпринимателей создающих собственное дело с численностью персонала до пятидесяти, а иногда и до ста человек, которые бы не попадали бы в подобную ситуацию.

На каких должностях информация наиболее ценна? На самом деле здесь сложно провести какую-либо аналогию и дать прямой ответ на этот вопрос. По той простой причине, что информация о себестоимости продукции, информация, о поставщиках, контактные данные клиентов – у каждого бизнеса будет своя специфика и даже небольшая часть информации, оказавшаяся в руках конкурентов, может привести к возникновению убытков, упущенной выгоды.

Доверие возникает у многих предпринимателей к своим ведущим специалистам и если это доверие никаким образом юридически не зафиксировано, то нет ничего удивительного, что уходя менеджер по продажам копирует клиентскую базу либо ведущий технолог переходя в конкуренту внедряет такие же технологии, либо партнер по бизнесу в определенные момент решив для себя что вы ему больше не нужны, расстается с вами и открывает собственное дело, использует в полном объеме ту информацию, которую вы до сих пор считали вашей общей, несмотря на то, что можно было договориться о ее продаже. То доверие, которое испытывают предприниматели, безусловно, помогает им в осуществлении их деятельности, в какой-то степени оно создает основу для более емкого взаимодействия с персоналом, с партнерами. Опять же это доверие никак не оценено, риски, существующие рядом с этим доверием, предприниматели зачастую склоны недооценивать.

Приведем простой пример. Небольшая компания – туристический бизнес. Директор компании, учредитель компании в одном лице, по льготной цене уезжает в отпуск и через две недели возвращаясь с ужасом узнает, что всё то время когда он находился в отпуске его офис был закрыт, а по соседству с таким же фирменным наименованием работала компания, созданная его, казалось бы, ведущим сотрудником которому он безмерно доверял.

От чего этот сотрудник решил уволиться? А потому что узнал, сколько денег зарабатывает его руководитель. Этот сотрудник не понимал какова роль руководителя в этом бизнесе, какую ценность он привносит. Этот сотрудник сам обслуживал клиентов, сам их находил, сам регистрировал туры у туристических операторов. В определенный момент он пришел к идее, что ему гораздо более выгодно открыть собственное дело, нежели работать на своего, казалось бы, хорошего доброго и доверчивого руководителя. Бизнес закрылся. Большинство клиентов предпочли работать с тем менеджером, с кем уже продолжительное время имели положительный опыт взаимодействия. Кому-то он предложил более низкие цены, кого-то взял за счет личных качеств, но кто-то сохранил верность предыдущей компании, но таких было меньшинство и самое главное то количество клиентов, которое сохранилось в бизнесе не позволяло уже содержать наемного сотрудника, платить аренду, обеспечивать необходимые расходы на рекламу.

Создавая бизнес, предприниматели за частую склоны доверять, но как показывает практика более правильной стратегией является стратегия юридического оформления. Подобного рода доверие никто не запрещает, а наоборот за счет, оформления режима коммерческой тайны этот процесс доверия формализуется на бумаге. Понятно к какой информации сотрудник имеет доступ, какие его должностные обязанности и за что он будет отвечать после увольнения. Будет урегулирован вопрос с перечнем информации, к которому он будет иметь доступ и вполне окажется, что тому или иному сотруднику или партнеру не нужно в полном объеме передавать ту информацию, которая передавалась ему ранее - он все равно не использует ее для работы. При этом остаются риски того, что сотрудник этой информацией когда-либо воспользуется. Даже элементарные организационные меры технического характера по разграничению доступа к информационным ресурсам зачастую приводят к изменениям поведения персонала.

Простой пример из жизни. Руководитель компании, занимающейся оптовой торговлей автозапчастями обратился с вполне жизненной проблемой. В той системе учета, в которой работали его сотрудники, они имели доступ не только к ценам продаж, которые за частую в индивидуальном порядке согласовывали со своими клиентами, но и к закупочным ценам. Понимая тот объем прибыли, моржи, которую получает компания, в определенный момент сотрудники сперва были демотивированы своими низкими процентными отчислениями за сделки, а впоследствии приняли решение скооперироваться и создать компанию, конкурирующую с компанией бывшего работодателя. Двое из этих сотрудников решили действовать: они скопировали клиентскую базу, зарегистрировали новую компанию, связались с поставщиками автозапчастей, связались с клиентами, согласовали условия поставки запчастей под реализацию, тут же получили контракты и запустили конкурирующий бизнес.

Какой ущерб был нанесен работодателю? Колоссальный! Фирму пришлось закрыть. Если раньше в фирме работало порядка десяти человек, то после ухода двух из трех менеджеров по продажам по сути дела выручка компании упала, по словам директора на 70-75 процентов. А какой ущерб был нанесен его деловой репутации? Уходящие менеджеры сделали рассылку по электронной почте о том, что с большой долей вероятностью их работодатель не сможет исполнить своих обязательств. Они это сделали с анонимных адресов электронной почты. Их сложно было вычислить, да и кто этим будет заниматься? Потому что у руководителя другая головная боль: ему нужно обеспечить заработной платой своих сотрудников, а продаж нет, они резко упали. И подобных ситуаций, с которыми сталкиваются предприниматели, осуществляя свою предпринимательскую деятельность на доверии можно привести великое множество.

Суть этой статьи заключается в том, чтобы показать, что то доверие, которое вы даете своим сотрудникам должно быть юридически закреплено. И, безусловно, подобное юридическое закрепление с одной стороны дисциплинирует сотрудников, с другой стороны дает вам уверенность в том, что в случае возникновении подобных действий вы в соответствии с законодательством претендуете на возмещение ущерба.

© 2017 ИП Лысенко Евгений Александрович. ИНН 741855247901.

Заказать услугу
Документы разработаны с учетом многолетней юридической практики в данной сфере.
Вернуться к списку