Коммерческая тайна предприятия

Цель нашей компании - юридическая защита конфиденциальности информации наших клиентов.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
20 Апреля 2017

Коммерческая тайна – это правовой режим охраны конфиденциальности информации. Часто руководители, собственники, ведущие специалисты организаций интересуются вопросом: каким образом им обеспечить конфиденциальность важной и ценной информации? В этом отношении коммерческая тайна предприятия, режим правовой охраны в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне», одно из тех решений, один из тех юридических инструментов, который позволяет обеспечить конфиденциальность.
Установление режима коммерческой тайны подразумевает принятие не только юридических мер в виде локальных актов, утверждения определенных документов и регулирования правоотношения с работниками. Также принимаются организационные, технические и иные меры достаточные для обеспечения конфиденциальности. Достаточные для того, чтобы работники могли осуществлять свои трудовые функции, и информация без потери конфиденциальности могла быть передана контрагентам по договору.

Коммерческая тайна предприятия – это результат целенаправленной деятельности руководства по обеспечению конфиденциальности. И мотивация, основная энергия, воля здесь должна исходить именно от руководства. Мало принять решение в виде приказа. Необходимо обеспечить исполнение решения, направив на это определенные волевые усилия. Не каждому из сотрудников понравится идея исполнять дополнительные обязанности, нести дополнительную ответственность без изменения уровня заработной платы и этот аспект следует учитывать особенно. Так как трудовой кодекс предусматривает, что разглашение коммерческой тайны является случаем полной материальной ответственности вне зависимости от того заключался ли договор о полной материальной ответственности с работником или не заключался. Размер ответственности ограничен реальным ущербом, нанесенным организации, но это в период действия трудового договора. После расторжения трудового договора вступает в силу правоотношение на основе Гражданского кодекса.

В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» работник получивший доступ к информации, составляющий коммерческую тайну работодателя обязан охранять конфиденциальность этой информации в течение всего срока действия режима у работодателя. Здесь нет ограничения в виде одного, двух или трех лет. Работник обязан не разглашать сведения, пока режим действует в организации. В случае разглашения информации после увольнения, работник обязан компенсировать не только прямой, реальный ущерб, но и упущенную выгоду, утрату деловой репутации.

Коммерческая тайна предприятия – это основа любого современного бизнеса. Если вы думаете, что вашей организации нечего охранять, то вы не представляете никакой ценности для своих клиентов, не формируете ценность на рынке и являетесь обычным, рядовым, легко заменимым поставщиком. Вы не обладаете серьезными конкурентными преимуществами. Но даже в этом случае, объективно, внутри компании есть определенная ценная информация. Это могут быть: клиентская база, незапатентованные технологии, не получившие правовую охрану иные результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, позиция руководителя, говорящая о том, что мне нет смысла устанавливать режим коммерческой тайны, говорит лишь о том, что он не понимает ценности и важности защиты информации. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Руководителю важно понимать ценность той или иной информации. Нужно понимать, сколько ресурсов должна потратить организация для того, чтобы заполучить, синтезировать ту информацию, которая имеется в компании. Если это клиентская база, то сформировать эту клиентскую базу и информацию о потенциальных клиентах. Если это информация о секрете производства, то необходимо рассчитать, сколько нужно потратить ресурсов, чтобы воспроизвести и формализовать такую технологию. Рассчитав это, мы понимаем, что даже, казалось бы, не самые значительные элементы представляют определенные ценность, а в совокупности это очень значительная часть капитала организации. Если это не оформлено у вас как секрет производства и не стоит на балансе как нематериальный актив, это не означает того, что информация не обладает ценностью. Напротив, необходимо предпринять определенные действия для того, чтобы на балансе предприятия те секреты производства, те используемые технологии, которые обеспечивают высокое качество продукции, скорость работы, в целом обеспечивающие конкурентные преимущества.

Попытка скопировать нематериальные актив, вынести за территорию организации будет расцениваться, как уголовно наказуемое деяние, как кража. И в этом принципиальное отличие от режима коммерческой тайны. Если охрана секретов производства подразумевает под собой возможность кражи, то охрана конфиденциальности предусматривает только один случай – это разглашение или использование в личных целях. Это важно понимать.

Установление режима не самое главное, главное – это обеспечение конфиденциальности. Конфиденциальность – это невозможность получить доступ к информации без согласия ее обладателя. Если ваши работники получают этот доступ без вашего согласия, значит даже, внутри организации не обеспечен должный уровень конфиденциальности. Если любые третьи лица, созвонившись с вашими работниками, получат необходимую им информацию, означает, что конфиденциальность не обеспечена в отношении внешней среды.

Установление режима и его поддержание – это определенная, профессиональная, узкоспециализированная деятельность. Часть этой деятельности отводится на организационно-юридический блок, часть на технический блок, часть на блок работы с персоналом. В системе – это дает необходимый результат. 

© 2017 ИП Лысенко Евгений Александрович. ИНН 741855247901.

Заказать услугу
Документы разработаны с учетом многолетней юридической практики в данной сфере.
Вернуться к списку