Сведения коммерческой тайны

Цель нашей компании - юридическая защита конфиденциальности информации наших клиентов.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
10 Апреля 2017

Задумываясь над защитой бизнеса, защитой информации, имеет смысл определить, какие сведения будем считать ценными, и в отношении каких сведений будет установлен режим коммерческой тайны. Безусловно, любой предприниматель, директор компании может назвать десятки, а то и сотни различных показателей, категорий информации, попади она в руки конкурентов, отразится на коммерческой деятельности организации.

Нам не хочется, чтобы данные управленческого учета, стратегические планы, результаты маркетинговых исследований, ключевые финансовые показатели, информация о конфликтах внутри организации или информация о недостатках наших товарах или услугах попала к конкурентам. И самой частой ошибкой при установлении режима коммерческой тайны является стремление минимизировать риски путем защиты как можно большего объема информации.

Кажется, давайте установим режим коммерческой тайны в отношении всей информации, которая существует в компании. Идея вроде логична: на все документы наносится гриф «коммерческая тайна», на всех материальных носителях он присутствует. Персонал знает, как обращаться с информацией. Но если взглянуть глубже, персонал абсолютно не понимает, зачем это нужно и не ощущает той ценности, которую ощущает руководитель бизнеса.

Давайте скажем честно и откровенно: зачастую персонал заинтересован в том чтобы, уходя из компании иметь при себе набор данных, которые сделают его более привлекательным в глазах потенциального работодателя или данных, которые обеспечат им определенное стартовое преимущество при открытии собственного дела, организацией, конкурирующей с вашей.

Как только человек уходит из компании, из друга и союзника, человека участвующего в создании продукта, он превращается в лицо, действующее исключительно в своих интересах (хотя и ранее им был). И если раньше за счёт финансовой мотивации, хорошей корпоративной культуры человек лояльно относился к вашей компании, то с момента увольнения либо еще даже в период работы в компании он начинает задумываться, а не продешевил ли он. Ведь работы он выполняет много, результаты труда не по достоинству оцениваются и вообще, если он откроет собственное дело в этой же сфере все пойдет гораздо лучше, а его руководитель совершенно не понимает, как вести бизнес. Либо он мыслит по иному: я столько вложил в эту компанию, но сейчас ничего не могу изменить. Конкуренты, которые предлагают мне более выгодные условия дают мне возможность реализовать себя, заработать больше денег, создать что-то новое. Мотивы могут быть разные, кредитные обязательства, к примеру.

Не во многих странах, не во многих культурах, существует принцип «пожизненного найма». Безусловно, японская культура с гарантией пожизненной работы, семейные ценности в корпоративной сфере, создают основу для определенного доверия, уважения и связывают человека и компанию, но в других культурах по-другому. В западных культурах каждый действует в своих интересах, и эти интересы зачастую противоречат интересам компании.

Сведения, составляющие коммерческую тайну – это именно то ядро бизнеса, на которое в первую очередь следует обращать внимание. Устанавливая режим, вам необходимо первым шагом определить самые критически важные сведения, то есть такие сведения, попади они в руки к конкурентам, нанесут непоправимый ущерб организации.

Следующим блоком выбрать сведения, разглашение которых нанесет существенный урон, но бизнес останется в живых. Далее будет составлять информация, да, наносящая урон, но наносящая еще в меньшей степени и в конце у вас останется информация, которая представляет определенную ценность, но ее разглашение хоть и скажется на деятельности компании, но не приведет к изменению ключевых показателей. Анализируя, и ранжирую информацию по степени важности и ценности компания примет правильное решение защищать именно критически важные аспекты своей деятельности и соответствующую информацию.

Установление режима, с одной стороны, юридический процесс, с другой стороны – процесс, направленный на принятие организационных, технических и иных мер. Защитить абсолютно все так же невозможно, как и не защищать бизнес. Две крайности, но баланс нужно икать посередине. Поэтому мы настоятельно рекомендуем предпринимателям, если вы устанавливаете режим коммерческой тайны, начните с минимального набора информации. Когда культура работы с информацией будет привита высшим руководителям организации, ведь именно они владеют наиболее критической информацией, они ее консолидируют, ею распоряжаются, можно будет говорить о том, чтобы распространить этот режим на необходимо количество сотрудников. Оптимизировать процессы контроля и посмотреть, как относится к этому персонал. Ресурсы организации не безграничны, невозможно контролировать всех и вся в разумных экономических пределах.

В этом аспекте, с точки зрения контроля, безусловно, помогают современные системы информационной безопасности. Современные программные продукты позволяют очень широко и глубоко сканировать все информационные потоки. Однако нужно понимать, что должно быть лицо, которое анализирует эту информацию, контролирует и принимает соответствующие организационные и кадровые решения.

Установив режим чисто формально, зачастую организация через некоторое время приходит к тому, что даже руководитель организации не соблюдает положение о конфиденциальности. Работая, к примеру, по электронной почте руководитель направляет всем, кому считает нужным и даже внешним контрагентам, консультантам, любую информацию о деятельности компании что, мягко говоря, запрещено им же.

Начинать нужно с малого и постепенно, шаг за шагом, расширяя действия режима. Компания получит должную правовую защиту и сможет в суде доказать свою позицию и получить возмещение ущерба, а сотрудники работающие в организации будут понимать неизбежность установления этого режима, четкую позицию работодателя и опыт непосредственных руководителей в работе с такой информацией.

© 2017 ИП Лысенко Евгений Александрович. ИНН 741855247901.

Заказать услугу
Документы разработаны с учетом многолетней юридической практики в данной сфере.
Вернуться к списку