Защита коммерческой тайны

Цель нашей компании - юридическая защита конфиденциальности информации наших клиентов.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
15 Апреля 2017

Режим коммерческой тайны, как правовой режим, направлен на сохранение, на охрану конфиденциальной информации. Защита коммерческой тайны – это результат предпринятых организационных, технических и юридических действий по обеспечению конфиденциальности. Защита коммерческой тайны начинается с установления режима коммерческой тайны. Объектом защиты в данном случае является не информация, а конфиденциальность этой информации. Под конфиденциальностью понимается невозможность третьих лиц без согласия обладателя информации получить доступ к этой информации.

Разглашение информации, как передача третьему лицу или организация доступа к информации для третьих лиц без согласия обладателя информации, бывает целенаправленной и по халатности. Целенаправленная передача информации не нуждается в пояснении. Зачастую благодаря корыстным интересам тех или иных лиц информация попадает в руки тех, кто готов за нее заплатить, либо сами работники организации используют информацию в своих личных целях. А вот разглашение информации, передача ее третьим лицам в результате халатности, бездействия, по незнанию куда более распространенное явление.

К примеру, в компанию поступает телефонный звонок от клиента. Работник сообщает о том, что работы, которые выполняет по контракту его компания, на самом деле исполняет субподрядчик и называет сумму, за которую субподрядчик подрядился исполнять для них эти работы. Так как клиент давит на сроки, работник сообщает, что субподрядчик обещает выполнить эти работы в течение ближайших двух недель. На вопрос кто является субподрядчиком, работник без колебаний называет организацию. Через несколько дней в компанию поступает уведомление о расторжении договора. Безусловно, любая компания заинтересована в снижении издержек. Какой смысл им работать с компанией, которая по факту самостоятельно не оказывает услуг, а перепокупает их у третьих лиц? Клиенты вышли непосредственно на исполнителя и заключили с ним договор наиболее выгодных условиях.

Данная информация не составляла коммерческой тайны в организации. Безусловно, если бы в отношении нее был установлен режим коммерческой тайны, возможно данная ситуация не имела бы места быть. Но защита конфиденциальности информации это не только предпринятые юридические организационные меры. Защита коммерческой тайны – это формирование определенной культуры и сущность этой культуры заключается в том, что внешним лицам, третьим лицам по отношению к компании не стоит передавать информацию за исключением той, которая была заранее согласованна. Либо имеет смысл спросить совет, какую информацию можно доносить до клиентов, контрагентов или просто третьих лиц, а от передачи, которой имело бы смысл воздержаться.

Защита коммерческой тайны помимо организационно-юридических мер, предусматривающих принятие определенных документов, в обязательном порядке должна включать обучение персонала. Обучение персонала сводится к ознакомлению с установленным режимом, с порядком нанесения грифов «коммерческая тайна», основам работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Кроме того, необходимо сформировать понимание необходимости сообщать о случаях нарушения режима коммерческой тайны и на первом этапе становления подобного рода сообщения не являются чем-то негативным, как и в дальнейшем, а способствуют установлению режима коммерческой тайны, выявлению узких мест.

К примеру, воспрепятствование трудовой деятельности работника установлением режима коммерческой тайны. Именно обучение персонала создает благоприятную атмосферу для установления режима. Вместо атмосферы недоверия и страха порождает атмосферу понимания необходимости установления охраны в отношении важной информации. Находит поддержку среди работников и даже вызывает определенный интерес с точки зрения того, что организация обладает ценной информацией, а значит содержит в себе определенное конкурентное преимущество и стремится к развитию.

Высококвалифицированные кадры зачастую склонны преумножать значимость той или иной информации и в этом отношении защита коммерческой тайны иногда сводится к тому, чтобы ограничить желание тех или иных руководителей установить режим коммерческой тайны абсолютно на все сведения касающихся, к примеру, его отдела.

Очень важно определить такой круг сведений, который: а) реально охранять, б) затраты на такую охрану пропорциональны тем результатам, которые получает бизнес. Затраты, которые несет бизнес на защиту конфиденциальности, на защиту коммерческой тайны, безусловно, должны быть пропорциональны тем результатом, которые получает бизнес. Если на охрану конфиденциальности компания тратит в месяц сто тысяч, а в год – это миллион двести тысяч то, безусловно, вполне возможно, что лучше компании воздержаться от подобного рода затрат и компенсировать из этого фонда убытки понесенные действиями тех или иных сотрудников – это будет просто дешевле. С другой стороны, охрана конфиденциальности позволяет бизнесу управлять текущей ситуацией и не всегда затраты или ущерб от действий тех или иных лиц по передаче информации так очевидны.

Защита коммерческой тайны – последовательный процесс и финалом этого процесса является с определенной периодичностью проводимые проверки установленного режима. Выявление несоответствий, объявление замечаний либо благодарности сотрудникам и дообучение персонала работе с конфиденциальной информацией. Важно понимать, что чем чаще проводится проверка, не значит, что тем она эффективнее. Напротив, редкие внеплановые проверки в большем тонусе держит персонал чем, к примеру, ежемесячные плановые всем известные проверки по охране конфиденциальности.

Проверку лучше всего поручать независимой организации, не имеющей социальных или иных связей с работниками. Это позволяет беспристрастно констатировать факты и доводить до сведения руководителя организации информацию по действию и вине тех или иных работников, нарушениях режима коммерческой тайны, не опасаясь, что передача такой информации как-либо скажется на карьере внутри данной организации. Именно заказ аудита у внешней организации зачастую дает более объективную картину, нежели поручение этой работы начальнику какого-либо отдела, заместителю руководителя или даже проведение этой работы непосредственно руководителем этой организации.

И так, защита коммерческой тайны – это комплекс мероприятий, проведение которого обеспечивает охрану конфиденциальности информации и ценность этой информации зависит от того насколько эффективно действует режим коммерческой тайны в организации.

© 2017 ИП Лысенко Евгений Александрович. ИНН 741855247901.

Заказать услугу
Документы разработаны с учетом многолетней юридической практики в данной сфере.
Вернуться к списку